Главная » Статьи » Колеса и втулки

Как отрегулировать втулку на насыпных подшипниках?

  Сегодня речь пойдёт о колёсных втулках типа «конус-чашка» с насыпными подшипниками и их регулировке. Т.к. в большинстве дорогих моделей втулок применяются закрытые (т.н. промышленные) подшипники, принято считать, что конус-втулка — удел дешёвых велосипедов. Но так бывает не всегда: топовая линейка втулок XTR от Shimano — тому пример.

  Насыпной подшипник состоит из металлической чашки, запрессованной в корпус втулки, и конуса, закрепленного на оси колеса на резьбе. Между чашкой и конусом вкладываются шарики, чашка при этом работает как внешняя обойма подшипника, а конус выполняет функции внутренней обоймы (т.е. шарики катаются между ними).

  Слева-направо: конус (обратите внимание на шлицы для гаечного ключа), шайба и контргайка, сверху — ось колеса.

  В отличие от втулок с подшипниками закрытого типа, насыпные подшипники позволяют легко регулировать натяг (усилие на проворот оси колеса) просто вворачивая или выкручивая конус. После регулировки натяга, конус фиксируется на месте контргайкой с тонкой шайбой. Передние веловтулки типа «конус-чашка» обычно симметричные, хотя иногда они имеют с одной стороны крепления для ротора дискового тормоза. В задние втулки с барабаном свободного хода (фрихаб, freehub) встраивается трещотка (храповый механизм, который позволяет катиться по инерции), а сам конус иногда скрывается под пластиковым барабаном.

Достоинства
  Насыпные подшипники имеют определенные преимущества. Не только из-за того, что они проще в обслуживании т.к. для этого не требуются инструменты для запрессовки и тиски с молотком, но и потому, что натяг подшипника легко регулируется, следовательно, можно подобрать его идеальное значение. Наконец, исправные, правильно отрегулированные и смазанные насыпные подшипники обычно обеспечивают такое низкое сопротивление качению, о котором промышленные подшипники могут только мечтать. Кроме того, система конус-чашка переносит боковые нагрузки лучше, чем закрытые подшипники, хотя большинство велосипедистов и не заметят разницы.

  Большинство втулок чашка-конус имеют резиновый пыльник (слева) для защиты внутренних элементов подшипника. Снимите его, чтобы получить доступ к контргайке и шлицам конуса (справа).

Недостатки
  Теперь посмотрим, в чём насыпные подшипники проигрывают промышленным. Система чашка-конус, как правило, требует более регулярного обслуживания и склонна к саморазвинчиванию и ослабеванию натяга подшипников под тяжёлыми велосипедистами и вследствие прыжков (особенно, при приземлении боком). Но главная проблема таких подшипников в том, что чашку и конус ослабленного подшипника очень легко повредить: это может быть как точечная коррозия, так и вмятины и борозды от шариков. Причём, проблема усугубляется тем, что чашка, сама по себе, несъёмная — она намертво запрессована в корпус втулки, поэтому, при её повреждении придётся заменять всю втулку. В свою очередь, изношенные или повреждённые промышленные подшипники, в таких случаях, можно просто выбросить и сменить на новые.

  Контргайка зажимает конус. Между ними вставляется тонкая фиксирующая шайба.

Несколько полезных подсказок перед тем, как начнём
  Для большинства передних втулок подходят конусные ключи размером 13, 15 или 17 мм, а задние втулки часто требуют 15, 17 и 19-мм ключи.Если у вас нет конусного ключа, точно подходящего к гайке, используйте ключ самого близкого к ней размера, но учтите, что слишком большой гаечный ключ будет болтаться и срываться со шлицев при приложении усилия. Для откручивания внешней контргайки можно использовать разводной ключ.
  Отслеживая плавность хода оси колеса, прокручивайте её пальцами — если она ходит туго, вам будет проще это заметить. Проверяя ось на поперечный люфт, шатайте закреплённое на велосипеде колесо.
  Важное замечание: затягивание конуса втулки туже, чем требуется, не предотвратит его ослабление, а только ускорит износ компонентов подшипника. Езда с перетянутым подшипником, скорее всего, повредит и чашку и конус. Аналогичный результат принесёт и езда с чрезмерно ослабленной втулкой. Ваша цель — добиться оптимального натяга подшипника, не ослабляя его.

Шарики насыпного подшипника перемещаются по чашке — вогнутой поверхности, работающей как внешняя обойма подшипника. Контактные поверхности как чашки, так и конуса, должны быть в хорошем состоянии: даже маленькие раковины (например, при точечной коррозии) становятся причиной заметных проблем с плавностью хода. Подшипники разного класса различаются твердостью и качеством обработки поверхностей — т.е. втулки Shimano XTR, в сравнении с дешёвыми моделями, будут работать более плавно.

Инструменты, которые вам потребуются:
Конусные ключи (самые распространённые размеры: 13, 15, 17 и 19 мм).
Разводной ключ (по желанию).

Шаг 1. Проверьте натяг подшипника. Пока вы ещё не сняли колесо, возьмитесь за него и покачайте поперек плоскости велосипеда. Если вы чувствуете поперечный люфт — это означает, что подшипнику нужна регулировка. Учтите, что со временем люфт колеса только увеличивается, поэтому не откладывайте регулировку подшипника надолго. Чтобы упростить задачу, снимите колесо с велосипеда и медленно проверните ось пальцами. Прерывистый и шероховатый ход оси свидетельствует от том, что подшипник перетянут и его нужно ослабить или перебрать. Перед тем, как перейти к следующему шагу, проверьте, что контргайка и конус с обеих сторон плотно прилегают друг к другу. Если это не так, то ваша дальнейшая работа не имеет смысла.

Шаг 2. Для того, чтобы отрегулировать натяг подшипника, вам нужно разделить контргайку и конус. Если вы работаете с задним колесом — зайдите со стороны тормозного диска, если с передним — с противоположной. Расположите два конусных ключа так, чтобы работать ими как ножницами — при сжатии они должны идти навстречу друг другу (см. фото). Удерживая одним ключом конус, а другим — контргайку, откручивайте её по часовой стрелке. Как только вы ослабите контргайку, вкрутите или выкрутите конус на пару градусов (если нужно поджать — по часовой стрелке, и наоборот — если ослабить) и зафиксируйте его в нужном положении, затянув контргайку. Снова пошатайте и покрутите ось: она должна легко проворачиваться, но поперечного люфта быть не должно. Если необходимо, повторите процесс регулировки.

Шаг 3. Если втулка работает почти идеально, но ей всё еще требуется легкая регулировка, её можно провести, не откручивая контргайку. Если подшипник нужно подтянуть, поместите по ключу на каждую контргайку (не на конусы!) с обеих сторон колеса и слегка проверните по часовой стрелке (буквально на градус-два). Затем проверьте втулку на люфт. Если натяг подшипника нужно снизить, проделайте то же самое, но крутите ключи против часовой стрелки.



Источник: http://www.velonews.ru/
Категория: Колеса и втулки | Добавил: c_chernobaev (22.03.2015)
Просмотров: 3759 | Рейтинг: 4.2/4