Главная » Статьи » Педали и шатуны

Как обслуживать контактные педали Shimano SPD?

  Контактные педали стандарта Shimano SPD сейчас широко используются как на горных, так и на шоссейных велосипедах. Большинство моделей SPD построены на насыпных подшипниках, поэтому их нужно периодически перебирать и, иногда, заменять их элементы.

Особенности педалей STD
  Подшипники: в педалях Shimano SPD используются насыпные подшипники типа чашка-конус, что слегка осложняет их обслуживание по сравнению с промподшипниками или втулками скольжения.
  Тело педали: обычно оно делаются из сплава, хотя некоторые платформы Shimano построены из пластика. Не переживайте насчёт мелких косметических повреждений: по нашему опыту, их практически невозможно сломать при ударе.
  Пружины и оси: в Shimano SPD используются витые стальные пружины, отличающиеся высокой надёжностью, и более прочные, в сравнении с титаном, стальные оси. Для крепления осей к шатунам во всех педалях STD используются 6-мм или 8-мм болты под шестигранник.
  Регулировочные винты: одно и то же усилие встёгивания/выстёгивания подходит не всем: для старых, уставших коленей оно должно быть ниже, а для езды по сильно пересечённой местности может потребоваться лучшая фиксация ноги в педали. Поэтому, натяжение пружины можно регулировать при помощи 3-мм винтов под шестигранник.
  Фиксирующее кольцо с резьбой: важный компонент, при помощи которого тело педали крепится к оси. На бюджетных моделях на противоположном конце тела педали есть нейлоновый колпачок, под которым прячется гайка регулировки преднатяга подшипника.

Необходимые инструменты
- Гаечные ключи 7 мм и 10 мм;
- Ключи под шестигранник;
- Тефлоновая смазка;
- Дегризер (обезжириватель);
- Тряпка;
- Полужидкая смазка;
- Съёмник оси Shimano TL-PD40 (если у ваших педалей пластиковые фиксирующие кольца);
- Намагниченная отвёртка для работы с шариками подшипника, если вы решите его перебрать.

Пара советов
  В старых моделях SPD (и некоторых современных бюджетных) для соединения оси и тела педали используется нейлоновое резьбовое кольцо. Его бывает сложно снять, особенно в первый раз, поэтому используйте специальный съёмник Shimano TL-PD40. Наденьте его на фиксирующее кольцо и откручивайте гаечным ключом, или зажмите съёмник в тиски, вставьте в него педаль и вращайте в нужную сторону.

Вот так выглядит пластиковое зажимное кольцо

Два способа использования TL-PD40

  Бывает, что педали плохо сочетаются с некоторыми моделями велообуви и шипов: встёгивание/выстёгивание становится слишком тугим. В этом случае, срежьте немного резины подошвы вокруг впадины для шипа для того, чтобы в педаль упиралось меньше материала. Только не перестарайтесь, иначе сцепление обуви с педалью будет ненадёжным
Шаг 1

  Прежде чем приступить к разборке педалей, хорошенько их вымойте. Возьмите старую зубную щётку и вычистите въевшуюся грязь из всех щелей. Убедитесь, что пружины чистые — смазка на них обычно собирают много грязи.
Шаг 2

  Открутите педали от шатунов при помощи ключа-шестигранника подходящего размера (6 или 8 мм в зависимости от педалей, для некоторых бюджетных моделей может потребоваться рожковый ключ на 15). Помните, что левая педаль имеет левую резьбу, поэтому откручивается по часовой стрелке. Правая педаль, соответственно, наоборот — против часовой.
Шаг 3

  Помыв и сняв педали с велосипеда, внимательно осмотрите механизмы защёлки и проверьте ось. Это нужно хотя бы для того, чтобы знать, затягивать или ослаблять подшипник и нужно ли заменять какие-либо повреждённые детали.
Шаг 4

  Зажмите педали в тисках и выкрутите ось (если она зажимается пластиковым кольцом, используйте съёмник TL-PD40). Как альтернатива — 36-мм рожковый ключ (это размер старой резьбовой рулевой). Не забудьте, что направление резьбы на обеих педалях различается.
Шаг 5

  Снимите тело педали со стальной оси. Скорее всего, фабричная смазка уже превратилась в грязь, поэтому сбрызните ось дегризером, вытрите тряпкой, не оставляющей волокон, и дайте ей высохнуть.
Шаг 6

  

  Отпустите контргайку на торце оси при помощи 7 и 10-мм гаечных ключей. Обычно, подшипники в современных контактных педалях хорошо закрыты, особенно в Shimano STD. Кстати, бюджетные их модели требуют более регулярного обслуживания, чем дорогие. Проверьте состояние подшипника и, если всё нормально, нанесите на него тонкий слой смазки перед установкой 10-мм гайки. Если нужно — переберите и почистите внутренности подшипника.
Шаг 7

Возможно, вам потребуется несколько попыток для того, чтобы устранить люфты и биение оси в подшипнике, поэтому нанесите побольше смазки. Когда будете собирать подшипник обратно, следите, чтобы шарики не выскочили из обоймы.

  Удерживая 10-мм гайку рожковым ключом, зафиксируйте её на месте 7-мм контргайкой и удалите лишнюю смазку.
Шаг 8

  Возьмите тело педали, брызните немного дегризера в канал для оси и почистите его ватными палочками. Не переживайте, если немного грязи осталось — вы её удалите в следующем шаге. Наполните канал тефлоновой смазкой примерно на четверть глубины.
Шаг 9

  Вставьте чистую, смазанную и отрегулированную ось с подшипником в тело педали — вы увидите, как она выдавит часть новой тефлоновой смазки вместе со старой грязью. Сотрите излишки смазки и больше её не наносите.
  Закрепите тело педали на оси. Внимательно, не перекосите резьбу, особенно если фиксирующее кольцо сделано из нейлона.
Шаг 10

  Эффективность защёлки педали зависит от возможности пружины сжиматься и разжиматься с минимумом трения, поэтому смажьте пружины. Новые педали приходят с фабрики смазанными плотной зелёной смазкой, но вам нужно использовать полужидкое масло. Не лейте слишком много, чтобы не создавать там грязесборник.
Шаг 11

  Некоторые велосипедисты даже не подозревают, что жёсткость защёлки шипа можно регулировать. На каждой стороне педали есть по одному маленькому 3-мм болту под шестигранник. Для того, чтобы снизить натяг пружины, эти болты нужно вращать против часовой стрелки и по часовой — чтобы сделать защёлку более жёсткой. Удобно, что болты щёлкают при вращении, поэтому, подбирая натяг пружины, крутите их по два щелчка за раз.
Шаг 12

  Почистите отверстия в шатунах, куда вкручиваются оси педалей, при помощи дегризера. Таким же образом почистите резьбу на осях.

  Проверьте витки резьбы на признаки повреждения — вряд ли вы их там найдёте, но лучше это делать. Нанесите на все резьбы слой смазки. Прикрутите педали к шатунам, помните про левую/правую резьбу. Плотно их зажмите, но сильно не напрягайтесь — они будут затягиваться сами во время движения.
Всё готово. Садитесь на велосипед и вперёд, катать!

 

 



Источник: http://www.velonews.ru/
Категория: Педали и шатуны | Добавил: c_chernobaev (11.04.2015)
Просмотров: 789 | Теги: SHIMANO, SPD, педали | Рейтинг: 0.0/0