Главная » Статьи » Полезная информация

Техническое обслуживание велосипеда (часть 2)

ИЗНОС УЗЛОВ ВЕЛОСИПЕДА

1. Падение жёсткости рамы

  С возрастом кузова и рамы всех транспортных средств накапливают усталостные напряжения и их жёсткость падает. Велосипеды не являются исключением. Особенно падение жёсткости заметно у хардтейлов, задняя ось которых не подрессорена. Благодаря этому все колебания, возникающие в процессе езды, напрямую передаются на раму велосипеда, что приводит к быстрому накоплению усталости металла. При этом напряжения распределяются в задней части рамы относительно равномерно. Двухподвесы подвержены данному явлению в несколько иной степени, т.к. у них напряжения накапливаются преимущественно в шарнирах задней подвески, которые являются концентраторами напряжений. Вообще, исходя из развесовки велосипеда, его корма нагружена значительно сильнее, чем нос, поэтому и деформаций, порождающих напряжения, здесь накапливается гораздо больше, нежели в рулевой трубе, нагрузка на которую передаётся от подрессоренной передней оси. Также негативное влияние оказывает место крепления тормозного суппорта на одном из задних перьев, вследствие чего при каждом нажатии на тормозную ручку возникает изгибающий момент силы, деформирующий перо. Ещё один проблемный участок рамы любого велосипеда – кареточная труба, воспринимающая ударные нагрузки при приземлениях стоящего на педалях райдера. В двухподвесах данный узел нагружен не так сильно, как в хардтейлах.

  Чем чревато падение жёсткости рамы для велосипеда? Во-первых, вследствие накопления усталостных напряжений повышается вероятность поломки рамы при сильных ударах и крутых приземлениях. Во-вторых, из-за падения жёсткости под весом райдера начинает искажаться геометрия рамы. Последний фактор можно определить невооружённым глазом: если при езде на хардтейле задний тормозной диск начинает тереться о колодки (при отсутствии люфта втулки), но в подвешенном состоянии вращается, не задевая их, результат искривления геометрии задних перьев на лицо. Тормозной суппорт при этом всё же можно отстроить, а перья заднего треугольника попытаться исправить с помощью специального инструмента в веломастерской, но из-за накопления усталости металла с поплывшей геометрией рамы уже ничего не поделаешь.

  При покупке новой рамы перед сборкой велосипеда её требуется сперва механически обработать (торцевать и развернуть) для точного соответствия размеров и соосности посадочных отверстий, в частности, рулевого стакана, кареточной и подседельной трубы, а также креплений тормозных суппортов. Данные операции должны проводиться в специализированных велосипедных мастерских.

2. Падение жёсткости колёс

  Колёса являются самыми нагруженными узлами велосипеда. Изначально обода не имеют биений и представляют собой идеально ровные диски с равномерно натянутыми спицами. В процессе езды колёса испытывают постоянные ударные нагрузки, вследствие чего профиль ободов искажается и они приобретают осевые и радиальные биения. Также на новых колёсах, собранных автоматами на заводе, присутствуют остаточные напряжения спиц, которые после небольшого пробега растягиваются. Кроме того, при сильных ударах деформируются оси втулок, из-за чего колесо начинает восьмерить даже при ровном ободе. Частая перетяжка спиц в конечном итоге приводит к их неравномерному натяжению и падению жёсткости колеса. Ещё одним фактором, влияющим на ослабление натяжения спиц, является работа дисковых тормозов, в результате которой спицы со стороны ротора постепенно ослабевают и возникает т.н. зонт колеса. Всё это, как и в случае с падением жёсткости рамы, приводит к повышению вероятности поломок и более сильным последующим деформациям.

3. Износ подшипников

  Все колёсные транспортные средства оснащены опорами валов в виде подшипников, благодаря которым происходит плавное вращение узлов. Естественно, подшипниковые механизмы изнашиваются наравне с другими деталями. Наибольшему износу подвержены подшипники во втулках, в меньшей степени изнашиваются подшипники в каретке, трещотке (вместе с храповым механизмом), роликах заднего переключателя и педалях, менее нагруженными являются подшипники в шарнирах задней подвески, а наименьшему износу подвержены подшипники в рулевом стакане. Чтобы обеспечить мягкую работу вращающихся механизмов и уменьшить контактное изнашивание сопрягаемых поверхностей, через определённые интервалы времени все подшипниковые узлы требуется перебирать на новой смазке. При этом необходимо предварительно очистить их от старой сработавшейся смазки, т.к. накопленные продукты износа могут вызвать интенсивное абразивное изнашивание. Стоит отметить, что промышленные подшипники, используемые некоторыми фирмами-производителями, в отличие от насыпных нуждаются в более редком обслуживании (определяемом по увеличившемуся шуму и уменьшению плавности вращения) и подлежат замене по мере выработки своего ресурса (при появлении заеданий). Тем не менее, обычно при их сборке всё же рекомендуется смазать посадочные стаканы, подшипниковые кольца и цапфы опирающихся на них валов для дополнительной защиты от грязи и воды и последующего безпроблемного демонтажа.

4. Износ трансмиссии

  Все велосипеды приводятся в движение посредством цепной зубчатой передачи. Со временем цепи растягиваются, а звёзды стачиваются. В результате этого происходят периодические проскакивания и срывы цепи, что может закончиться её разрывом и чревато серьёзной аварией. Кроме того, дорожная пыль и грязь, попадая внутрь роликов, приводит к уменьшению продольной гибкости цепи и заклиниванию звеньев, что сказывается на качестве переключения скоростей. Поэтому цепь необходимо периодически чистить и смазывать, а при наступлении критического износа производить замену. Если не сделать это во время, то она съест зубья шестерен и новая цепь тоже станет проскакивать ввиду несоответствия шага звеньев, после чего придётся менять трансмиссию целиком.

  Тросы натяжения переключателей скоростей постепенно растягиваются (особенно если они новые) и настройки переключения сбиваются. Поэтому по мере ухудшения качества работы трансмиссии тросы необходимо подтягивать, а в случае начала расплетения рабочей части производить их замену. Рубашки, служащие для правильного натяжения тросов, меняются в результате истирания. Кроме того, требуют ухода храповый механизм манеток и пружинки манеток и переключателей. Сами переключатели также нужно подстраивать, а в случае повреждения и невозможности настройки менять их на новые. Направляющий и натяжной ролики заднего переключателя подлежат замене по мере износа. Держатель заднего переключателя также меняется в случае поломки при падении.

5. Износ подвески

  Передние вилки и задние амортизаторы принимают на себя ударные нагрузки в процессе езды, обеспечивая комфорт райдеру и продлевая срок службы всех узлов велосипеда. Упругими элементами подвески выступают витые цилиндрические пружины сжатия или пневмокамеры, гасящими – открытые масляные ванны или закрытые масляные картриджи (либо их симбиоз), направляющими - перья вилки или заднего треугольника. Со временем пружины накапливают усталостные напряжения, теряя свою жёсткость и проседая, а уплотнительные кольца пневмокамер изнашиваются и начинают травить воздух. Масло постепенно лишается своих демпфирующих свойств, собирая продукты износа, а сальники и уплотнительные кольца ванн стираются и дают течь. Кроме того, под пыльниками накапливается грязь, которая мешает нормальной работе вилки, значительно увеличивая трение сопрягаемых поверхностей штанов и ног. При этом ноги могут начать люфтить внутри штанов ввиду повреждения пластиковых направляющих втулок (башингов). Диаметр ног вилки может составлять от 28 мм до 40 мм и в большинстве случаев равен 32 мм. С увеличением диаметра возрастает торсионная жёсткость перьев, что благоприятно сказывается на повышении надёжности. Стоит также отметить, что в дорогих вилках и амортизаторах применяется анодирование поверхностного слоя ног, позволяющее значительно улучшить антифрикционные свойства сопрягаемых поверхностей, снизив коэффициент трения и износ при сохранении равновесной шероховатости. Благодаря этому повышается плавность амортизации (особенно при отработке мелких неровностей), однако отсутствие ухода может привести к ускоренному износу гальванического покрытия. Поэтому передняя и задняя подвеска нуждаются в периодическом обслуживании и замене исчерпавших свой ресурс элементов.

6. Износ тормозной системы

  В процессе езды тормозные колодки изнашиваются достаточно быстро, что приводит к уменьшению замедляющей силы и увеличению тормозного пути. Поэтому необходимо следить за состоянием колодок и производить их замену по мере истирания. Кроме того, металлические колодки постепенно изнашивают тормозные диски, которые также нуждаются в периодической замене. Стоит отметить, что роторы, имеющие шлицевое крепление к фланцу втулки стандарта Center Lock, предпочтительнее дисков с креплением IS на 6 винтах Torx, поскольку последние имеют обыкновение не отвинчиваться в результате продолжительной эксплуатации, что приводит к срыву шлицев головки винта, либо наоборот могут самопроизвольно открутиться в дороге, в результате чего тормозной диск начнёт люфтить. Ввиду этого посадка ротора на шлицах является более надёжной.

  Поршни тормозных суппортов с годами накапливают грязь и начинают заедать при срабатывании, что приводит к неравномерному подводу колодок к ротору, вследствие чего качество торможения ухудшается. Поэтому один раз в несколько лет калиперы необходимо перебирать для очистки и смазки поршней. Данную операцию следует совмещать с прокачкой тормозов, которая обычно производится с такой же периодичностью. Дело в том, что тормозная жидкость либо масло в гидролиниях со временем начинает подсасывать воздух и влагу из атмосферы через микроцарапины между поршнями и корпусом калипера и зазоры между сработавшейся манжетой, в результате чего тормозная ручка постепенно проваливается. Вследствие этого появляется необходимость периодически прокачивать тормоза, и, при необходимости, менять уплотнительные кольца. Тормозные суппорты также нужно регулировать в случаях, когда ротор трётся о колодки - в противном случае ресурс последних сократится в разы, а КПД велосипедиста заметно уменьшится.

 

 



Источник: http://www.bikerumor.com
Категория: Полезная информация | Добавил: c_chernobaev (10.06.2014)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0