Главная » Статьи » Вилки и аммортизаторы

Как правильно настроить подвеску? Регулировка объёма воздуха

  В первой статье цикла мы рассмотрели основной вопрос, касающийся настройки подвески — сэг. Во второй — говорили о регулировке демпфирования сжатия, в третьей статье — отскока. Это довольно простые вещи, которые, тем не менее, заметно повысят удовольствие от езды в большинстве случаев. В конце концов, многие велобренды тесно сотрудничает с производителями подвески, разрабатывая конфигурации, оптимизированные для конкретных моделей велосипедов.

  Проставки Rockshox Bottomless Tokens, позволяющие регулировать объём воздуха в позитивной камере, устанавливаются всего за 5 минут.
  Тем не менее, это усреднённые, рекомендуемые параметры — они рассчитаны на большинство велосипедистов, поэтому, если ваш рост, вес или манера езды отличаются от среднестатистических, вам придётся подбирать нужные настройки самостоятельно. Например, хотя сэг считается точкой отсчёта, с которой проводится дальнейшая настройка подвески, не стоит зацикливаться на рекомендуемых его значениях. В том, что вы ездите с большим или меньшим сэгом, нет ничего страшного — все велосипедисты отличаются по габаритам, весу, стилю езды и т.д. Но если вы, правильно настроив сжатие и отскок, не можете использовать весь ход вашей подвески или постоянно её пробиваете, вам необходимо отрегулировать объём воздуха в амортизаторе. К счастью, это очень просто сделать.
  Перед тем, как углубляться в подробности, стоит разобраться, что такое рычажность подвески. Нужно сказать, что это понятие касается только заднего амортизатора, с вилками всё проще.
  Рычажность подвески — это отношение величины хода заднего колеса к величине хода штока амортизатора. В качестве примера будем использовать велосипеды Niner JET9 RDO (100 мм хода подвески) и RIP9 RDO (125 мм). Необходимый объём воздуха в амортизаторе зависит не от величины хода подвески, а от её рычажности, т.е. от того, с каким усилием её элементы могут воздействовать на шток амортизатора. Вот простейший пример: ход подвески (по сути, заднего колеса, подвешенного на рычагах) велосипеда — 100-мм, его заднего амортизатора —50 мм, соответственно, рычажность = 2:1 (100мм/50мм). На практике это означает, что, если вы наехали на препятствие высотой 10 см, ваше заднее колесо поднимется на 10 см, а амортизатор при этом сожмётся на 5 см (2:1).
  Нужно сказать, что значение рычажности одного и того же велосипеда изменяется по мере движения деталей подвески — т.е. можно выделить его начальное значение (при нейтральном положении подвески) и финальное (при полностью сжатой подвеске). Так что параметры, представленные здесь, — грубо усреднённые.

  Велосипед Niner RIP9 получил амортизатор намного меньшего объёма (слева), чем JET 9 (справа)
  Итак, рычажность JET9 — около 2.1:1, RIP9 — 2.4:1. Как можно видеть, начальное значение рычажности RIP9 выше, но, по мере хода подвески обоих велосипедов, это значение снижается, и у RIP9 оно снижается быстрее. Иными словами, амортизатор RIP9 сжимается с большей силой и спектр изменений значений рычажности (от начального до финального) у него более широк.
  Воздушный амортизатор большего объёма легче сжимается, именно поэтому JET9, рычажность подвески которого ниже (т.е. она хуже передаёт усилие), и получил увеличенный амортизатор. Соответственно, в RIP9 установлен амортизатор с меньшим воздушным резервуаром, потому что подвеска может воздействовать на него с большим усилием. Если бы на этом велосипеде стоял амортизатор большого объёма, он бы слишком легко сжимался.

  Кривая жёсткости Monarch Solo Air в сравнении с Debonair и витой пружиной. Больший объём Debonair делает жёсткость более линейной на протяжении большей части хода амортизатора.
 

Увеличивать или уменьшать объём воздуха?
  При прочих равных, амортизаторы большего объёма будут сжиматься на весь свой ход намного легче, с линейной жёсткостью. Меньшие амортизаторы — более жёсткие и прогрессивные. Изменение объёма воздуха позволяет более тонко регулировать степень прогрессии при сжатии, что особенно полезно как для очень лёгких велосипедистов, так и для тяжеловесов. Существует ошибочное мнение, что для тяжёлых велосипедистов необходим больший объём воздуха в амортизаторе, а для лёгких — меньший. В реальности — всё наоборот: ездоки небольших габаритов в большей степени смогут воспользоваться преимуществами объёмного, мягкого амортизатора.

В амортизаторе Rockshox Debonair, объём стандартной внешней «банки» Monarch увеличен при помощи дополнительного внешнего резервуара
  Так, если вы правильно настроили сэг, но задняя подвеска не способна сжиматься на весь свой ход, вы можете или убрать проставки или перейти на амортизатор большего объёма (например, при помощи комплекта для апгрейда Monarch до Debonair от Rockshox). Любой велосипедист добивается того, чтобы в начале своего хода, амортизатор был наиболее податливым, т.к. от этого зависит сцепление колёс с дорогой — подвеска должна адекватно реагировать на каждый маленький бугорок на поверхности трейла, и этого можно достичь, увеличив объём воздуха.
  Амортизаторы большего объёма также можно устанавливать на велосипеды с небольшим ходом подвески (100-120 мм), чтобы придать её поведению более мягкий и линейный характер. Как побочный эффект — пробой амортизатора или избыточный нырок при торможении. Решение проблемы состоит в том, чтобы уменьшить объём воздуха (при помощи проставок) в позитивной воздушной камере и, возможно, немного снизить давление. Это сохранит податливость амортизатора в начале его хода, плюс, поможет предотвратить пробой.

Fox выпускает различные проставки для установки в амортизаторы (белая шайба на фото справа)
  И на этой ноте, мы плавно переходим к противоположному действию — снижению объёма воздуха. Скажем, вы — велосипедист крупных габаритов и, вроде бы, вам катается нормально, но амортизатор слишком часто продавливается до конца под вашим весом. Или поведении задней подвески не соответствует условиям трейла — она слишком мягкая. Если вы просто увеличите давление воздуха, подвеска не будет достаточно проседать, а жёсткость воздушной пружины повысится на всём протяжении её хода. Как следствие, снизится эффективность сцепления колёс, да и просто ухудшатся ощущения от езды. А вот при уменьшении объёма воздуха, амортизатор сохранит мягкость в начале хода и сделается жёстче во второй его половине, что предотвратит его частое продавливание.

Красные проставочные кольца позволяют вносить мелкие изменения в объём воздуха Debonair
  Всё вышесказанное касается не только настройки подвески для очень лёгких или тяжёлых велосипедистов. Изменять объём воздуха в амортизаторе можно также просто для того, чтобы сделать езду более комфортной. Если жёсткость вашей подвески слишком линейна, пришло время отрегулировать объём воздуха. В идеале, амортизатор должен быть способен к сжатию на весь свой ход, без неприятного пробоя в конце. Уменьшение объёма воздуха при помощи проставок также сможет сделать подвеску более жёсткой и прогрессивной. Также это поможет уравновесить перегруженный амортизатор с вилкой, отличающейся более длинным ходом, что в наши дни довольно частое явление, учитывая популярность эндуро.

А что делать с вилками?

Для своих вилок Float, Fox предлагает проставки разных размеров (синяя деталь на фото)
  К вилкам не относится понятие рычажности, применимое к амортизаторам, т.к. они сжимаются не через систему рычагов, а напрямую, — под весом седока. В современных вилках Magura, Rockshox и Fox (и, скорее всего, в других тоже) для уменьшения объёма воздуха также используются проставки. Иногда, в стандартную комплектацию вилки уже входят предустановленные на заводе спейсеры. Велобренды не только вычисляют оптимальные для своих велосипедов настройки, но и применяют особые проставки. Поэтому, вам, возможно, потребуется их удалить, если вы захотите увеличить объём воздуха в вилке. Если нет — вы сможете только уменьшить объём, что будет иметь следующий эффект (см. ниже):

На этом графике изображены кривые жёсткости вилки Rockshox с установленными дополнительными проставками Bottomless Tokens количеством от 0 (фабричное состояние) до 3. В первой половине хода видны только минимальные изменения, а вот во второй половине, жёсткость становится всё более прогрессивной по мере уменьшения объёма воздуха. Как и с задней подвеской, если вы хотите сохранить мягкость вилки в начале хода, но слишком часто продавливаете её до конца, попробуйте добавить проставок.

Примеры из реальной жизни
Профессиональные велосипедистки из команды Backcountry, Хлоя Вудрафф и Эвелин Донг, весят примерно по 52 кг и ездят на велосипедах JET9 RDO размера XS. Подвеска этих велосипедов была специально настроена специалистами компании PUSH с учётом небольших габаритов спортсменок. Так, по умолчанию, в амортизатор Fox устанавливается «средняя» проставка объёмом 9.6 см³, поэтому девушкам пришлось бы очень сильно снизить давление воздуха, чтобы иметь возможность использовать полный его ход. Конечно, это негативно бы сказалось на качестве езды. Если повысить давление воздуха в амортизаторе, чтобы удерживать сэг на верном уровне, можно будет использовать только 70-80% хода подвески. В итоге, в PUSH просто установили в амортизатор другую проставку. Самый маленький спейсер, который выпускает Fox, занимает объём 3.2 см³, поэтому специалисты по подвеске PUSH сточили его до 2.4 см³. Они также полностью переработали механизмы демпфирования, но это уже другая история.
  Что касается моего тестового велосипеда RIP9 RDO, в него была установлена массивная 150-мм вилка Fox 36, величина хода которой был на 25 мм больше, чем у заднего амортизатора. На спусках с высоких холмов, вилка просто «пересиливала» задний конец велосипеда. Тут ещё нужно учесть, что я ростом 190 см и, в моей экипировке для эндуро, вешу около 93 кг. Проставки, которые я установил в амортизатор, помогли мне сделать его более жёстким в конце хода и не продавливать его до конца. Резиновое колечко-индикатор сэга показало, что, тем не менее, подвеска могла сжиматься полностью, но ощущалась более упругой и стабильной при больших ударах и приземлениях. Именно это мне и было нужно.
  Проставки для амортизаторов и вилок стоят недорого, их можно найти практически в любом веломагазине. К счастью, процесс их установки тоже не представляет сложности и требует минимума инструментов (набор гаечных ключей и/или тиски): я поставил спейсеры в свой Fox всего за 15 минут, включая время на снятие амортизатора с велосипеда и прикручивание его обратно. К тому же, большинство производителей размещает на своих сайтах подробные пошаговые инструкции, поэтому проблем с установкой быть не должно. Кроме того, если у вас достаточно «прямые» руки, вы также можете заняться более точной регулировкой, высверливая, или обрезая спейсеры. Только делая это, убедитесь, что удалили все заусенцы и сгладили острые грани на их поверхностях.
  Если вы решили последовать нашим советам и изменили объём воздуха в вилке или амортизаторе, проведите заново регулировку подвески, начиная с сэга и демпфирования. И если результат вас по-прежнему не устроит, возможно, настанет время взглянуть и на другие настройки, которые будут темой уже следующей статьи.



Источник: http://www.velonews.ru/
Категория: Вилки и аммортизаторы | Добавил: c_chernobaev (22.03.2015)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0