Главная » Статьи » Вилки и аммортизаторы

Все о настройке передних амортизаторов

 Речь в этой статье пойдет о регулировках которые существуют в передних амортизаторах. Я попытаюсь как можно более доходчиво объяснить для чего они нужны и как влияют на работу вилки, а так же приведу список небольшой список возникающих проблем и путей их решения.

Начнем с демпфера.
 Внутри любой вилки есть демпфер. В самых дешевых моделях его роль выполняют обычные эластомеры, в более дорогих используются различного рода трубки, клапаны и т.д.  Его задача изменять скорость сжатия подвески и характер этого сжатия. Где-то треть цены вилки составляет демпфер. В недорогих моделях, у которых из регулировок есть только отскок, производитель настраивает характеристики демпферирования под среднестатистического пользователя, но чем выше класс вилки, тем больше у вас будет степеней свободы.

Сэг (SAG)
 Основа основ любой настройки это правильно выставленный сэг, (от английского sag). Сэг это регулировка номер один, которая регулирует степень проседания вилки под весом велосипедиста. Его правильная настройка даст мягкую обработку неровностей и не позволит терять контроль над велосипедом. Если выставить слишком маленький сэг, то подвеска будет жесткой, а так же будет иметь недостаточный ход, который должен работать на разжатие. Как следствие, переднее колесо будет терять контакт с поверхностью и вы рискуете потерять управление. Слишком большой сэг съест больше сил при педалировании велосипеда и вы будете испытывать дискомфорт при езде вниз, т.к. вилка слишком сильно прожмется под вашим весом.  
 Теперь поговорим о том как его настраивать. Какого-либо единого значения для всех типов вилок не существует, его подбирают экспериментальным путем. Есть как бы базис от которого отталкиваются - это от 20% до 30% общего хода вилки. Выставляют его следующим образом. Оденьте на ногу вилки одноразовую пластиковую стяжку. Сядьте на велосипед и слегка надавите на руль. То, насколько прожмется вилка и есть ваш сэг, а сдвинувшийся хомутик покажет эту величину. Однако, есть одно но, если основное время вы проводите в атакующей позиции стоя, то сэг надо настраивать именно стоя, т.к. центр масс у вас смещен вперед и нагрузка на вилку больше. Второй способ чуть сложнее, но даст лучший результат.  Сэг выставляют по ощущениям непосредственно во время езды. Если при обычной езде вилка ощущается слишком жесткой то увеличьте сэг, если слишком мягкой то уменьшайте. Всегда лучше начинать от меньших значений к большим.

Скорость отскока (Rebound)
 Вторая очень важная регулировка это скорость отскока. Она есть практически на всех более менее приличных вилках и регулирует скорость разжатия вилки при наезде на препятствие, т.е. насколько быстро амортизатор вернется в прежнее положение для отработки следующего препятствия. Чем выше ваша скорость тем больше должна быть скорость отскока. Научиться настраивать отскок достаточно просто. Всегда начинайте с более медленного значения этой регулировки и катайтесь в своем обычном ритме. Если вы чувствуете, что вилка "забивается" или "тупит", а часть энергии удара передается вам на руки, то чуть-чуть увеличьте скорость отскока. Если во время катания вы чувствуете, что вилка отстреливает при переезде через неровности , то слегка уменьшите скорость отскока. Главное не бойтесь экспериментировать и скоро вы придете к оптимальному положению. Не забывайте подстраивать отскок при изменении температуры окружающего воздуха. На морозе масло в вилке густеет и отскок становится медленным.
 В очень дорогих моделях некоторых фирм есть возможность изменять скорость отскока на первой и второй половине хода. Зачем это нужно, спросите вы? Приведу простой пример: предположим, вы даунхильщик. Типовая трасса для даунхилла это смесь из прыжков и огромного количества кочек, корней и камней, которые нужно проходить на предельной скорости. Первая половина хода настроена на быстрый отскок, чтобы успевать обрабатывать мелочь, а вторая половина хода имеет меньшую скорость отскока, чтобы при приземлении после прыжка из ваших рук из-за резкого удара не выбило руль. Полезная штука.

Компрессия (Compression)
 Если отскок просто регулирует скорость сжатия, то компрессия отвечает за объем проходящего через демпфер масла на определенной части хода. В современных дорогих вилках встречается низкоскоростная компрессия (Low Speed Compression) и высокоскоростная компрессия (High Speed Compression), часто переходящая в блокировку (lockout). Далее я их буду именовать сокращенно НСК и ВСК. Разберем теперь их чуть подробнее.
- низкоскоростная компрессия (Low Speed Compression). Встречается на дорогих вилках класса AM-FR-DH (150-200мм) в совокупности с ВСК НСК работает на первой половине хода и отвечает за качество обработки мелких неровностей или по-простому за плюшевость вилки (помните, что отскок отвечает только за скорость!). Этой регулировкой мы можем сделать вилку максимально мягкой для сильно ухабистых трасс или же наоборот более жесткой для эффективного педалирования. Эта компрессия так же регулируют проседание вилки под действием сил переднего тормоза. Начинать стоит с полностью выкрученного положения.
- высокоскоростная компрессия (High Speed Compression) нужна для изменения прогрессии на последних сантиметрах хода, чтобы вилка не пробивалась при сильных ударах на приземлениях от прыжков, либо наоборот была максимально линейной. В тех вилках которые не обладают этой регулировкой компрессию настраивают на заводе, поэтому ошибочно полагать, что если у амортизатора нет этой регулировки то вилка будет пробиваться.  Настраивать ВСК нужно из положения максимально выкрученного. Катайтесь в своем обычном режиме и по окончанию покатушки с помощью хомутика фиксируйте насколько мм хода сработала вилка. Правильно настроенная подвеска должна срабатывать на 90-95%.
- блокировка (lockout). Довольно часто ВСК в полностью закрытом положении переходит в блокировку. Больше всего она бывает полезна при езде по ровным асфальтовым дорогам. Многие считают, что она помогает при езде в гору, но на пересеченной местности лучше оставить вилку в рабочем состоянии. Переднее колесо будет лучше держать контакт с трассой и не будет отрываться от земли.

Не забываем про масло!
 В хороших амортизаторах в качестве демпферирующий жидкости выступает вилочное масло малой вязкости (часто для мотоциклетных вилок вязкостью от 2.5wt до 15 wt). Чем жиже масло, тем быстрее оно будет проходить через демпфер. Обычно, с вязкостью масла экспериментируют при смене сезонов для того, чтобы увеличить скорость отскока (в холодную погоду масло густеет). В вилках с открытой масляной ванной (Marzocchi) уровень масла может так же регулировать прогрессию в конце хода. Рекомендации производителя по вязкости масла вы всегда можете найти в инструкциях.

Последовательность настройки передней вилки
 Первым выставляют сег, затем отскок, после него настраивают НСК и в конце ВСК (хотя последовательность настройки компрессий не играет роли). Никогда не изменяйте более одного параметра за покатушку, иначе вы не почувствуете разницу которую дает регулировка. По-возможности записывайте где-нибудь все проделанные вами действия и напишите на верхней трубе рамы их идеальные значения (которые вам больше всего пришлись по вкусу). Если в процессе настроек вы запутались, то верните регулировки в нейтральное положение. Нейтральным положением является на половину выставленный отскок и полностью открученные против часовой стрелки компрессии.

Проблемы и их решения:
 Здесь я опишу наиболее часто встречаемые проблемы и примерные пути их решения, но и они не гарантируют стопроцентный результат. Надо помнить, что любая модель амортизатора не идеальна и в каком-то из аспектов она может быть в чем-то хуже или лучше.
 - Вы не чувствуете изменений в работе вилки при регулировки компрессий - стоит уменьшить сэг.
 - Вилка кажется "тупой" на мелких кочках при езде в обычном темпе - увеличьте скорость отскока (замените масло на более жидкое)
 - Вилка "брыкается" при езде в обычном темпе по неровностям - уменьшите скорость отскока (замените масло на более густое).
 - При прыжках с трамплинов вилка срабатывает на весь ход, чувствуется сильный удар по рукам и вы слышите звук БДЗЫНЬ - увеличьте ВСК (научитесь грамотно приземляться на оба колеса ;-) )
 - Вилка слишком плохо обрабатывает мелочь - увеличьте сэг или уменьшите НСК.
 - Вилка как бы "тонет" при быстрой езде вниз - уменьшите сэг, увеличьте ВСК (замените масло на более густое).
 - Вилка сильно сжимается при торможении - увеличьте НСК или уменьшите сэг или залейте более густое масло. Все три совета можно смешивать по вкусу (для опытных пользователей).



Источник: http://26x2.ru/
Категория: Вилки и аммортизаторы | Добавил: Svetlana (22.05.2016)
Просмотров: 587 | Теги: Sag, Сэг, отскок, Демпфер, компрессия, Передний амортизатор, Вилка | Рейтинг: 0.0/0